— Понятие о надежности, прочности и жесткости —

 Любое изделие должно обладать основными категориями качества: на­дежностью, прочностью и жесткостью в работе.

Надежность (по ГОСТ 27.002-89) — свойство объекта выполнять задан­ные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатаци­онных показателей в определенных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремон­тов, хранения и транспортирования.

Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его эксплуатации может включать безот­казность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость в отдельно­сти или определенное сочетание этих свойств как для объекта, так и для его частей.

Надежность не касается требований, непосредственно не влияющих на эксплуатационные показатели*, например повреждение окраски и т. д.

Таким образом, надежность характеризуется показателями, которые выявляются в процессе эксплуатации и позволяют судить о том, насколько изделие оправдывает надежды его изготовителей и потребителей.

Безотказность — свойство объекта непрерывно сохранять рабо­тоспособность** в течение некоторого времени или некоторой наработки.

Это свойство очень важно для машин и механизмов, входящих в ком­плексные системы, где даже временная остановка одного звена может вы­звать сбой в работе всей автоматизированной линии.

Долговечность — свойство объекта сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе техни­ческого обслуживания и ремонтов. Предельное состояние изделия характе­ризуется невозможностью дальнейшей его эксплуатации, снижением эф­фективности или безопасности. Основным показателем долговечности дета­лей, сборочных единиц и агрегатов служит технический ре­сурс — наработка объекта от начала эксплуатации или ее возобновления после ремонта до наступления предельного состояния, оговоренного в стан­дартах или технических условиях на изделие.

Ремонтопригодность — свойство объекта, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникнове­ния его отказов, повреждений и устранению их последствий путем проведе­ния ремонтов и технического обслуживания.

Сохраняемость — свойство объекта непрерывно сохранять ис­правное и работоспособное состояние в течение и после хранения и (или) транспортирования.

Прочность — один из основных критериев работоспособности изделия, обусловливаемой циклическими и контактными напряжениями. Отсюда принято различать циклическую прочность и контактную прочность.

Детали, подвергающиеся длительной переменной нагрузке, разрушают­ся при напряжениях, значительно меньших предела прочности материала при статическом нагружении. Особенно большое внимание при конструи­ровании машин уделяется так называемым знакопеременным нагрузкам, которые много раз подряд меняют направление своего действия и «изматы­вают» или утомляют металл.

Детали машин, обладающие в обычных условиях нагружения хорошими эксплуатационными качествами, при знакопеременной нагрузке могут раз­рушаться от усталости без видимых деформаций так, как будто они выпол­нены из хрупкого материала.

Усталость металла — изменение состояния металла в ре­зультате многократного (циклического) деформирования, приводящее его к прогрессирующему разрушению. Если проанализировать процесс разрушения детали от действия переменных напряжений, то можно вы­делить две его фазы: образование микротрещины, а затем ее дальнейшее развитие до полного разрушения образца. Протекание первой фазы свя­зано со структурными особенностями материала, состоянием поверхнос­ти и амплитудой цикла. Во второй фазе сохраняют влияние структурные особенности и амплитуда цикла, но вступают в силу новые факторы, та­кие, как размеры и форма детали и законы распределения напряжений по ее объему.

Статистика показывает, что до 80% поломок и аварий при эксплуатации машин связано с усталостными явлениями. Поэтому проблема усталостной прочности является важнейшей для повышения надежности и долговечно­сти машин. Сопротивление усталости характеризуется пределом вы­носливости, то есть наибольшим напряжением, которое может выдер­жать металл без разрушения заданное число раз (для стали — 5 млн. цик­лов, для легких литейных сплавов — 20 млн. циклов).

Наиболее явно циклические нагрузки выражены в машинах и механиз­мах с возвратно-поступательным движением (поршневые машины, шатунно-кривошипные группы, кулачковые механизмы).

Во всех зубчатых передачах зубья колес подвержены циклическим на­грузкам. Валы, работающие под нагрузкой постоянного направления (валы зубчатых, ременных и цепных передач), также подвергаются циклическо­му нагружению.

Диаграмма сравнительной характеристики усталостной прочности для различных соединений типа «вал — ступица», характеризующая выносли­вость валов при циклическом кручении в зависимости от конструкции со­единения, представлена на рис. 1

Рис.1

Анализ причин, определяющих степень снижения усталостной прочнос­ти валов в рассматриваемых соединениях, свидетельствует о значительном влиянии конструктивных особенностей подступичной части вала и формы ступицы на распределение кон­тактных давлений. Изучение характера поломок деталей машин показало, что на их долговечность влияют главным образом форма и спо­собы обработки. Остановимся на этом более подробно. Установлено, что прочность де­талей машин существенно от­личается от прочностных ха­рактеристик материалов, из которых эти детали были изго­товлены. Наглядное представ­ление об этом дает диаграмма (рис.2).

Рис.2

Если принять проч­ность образца из данного материала при испытании на разрыв за 100%, то предел выносливости образца составит 55...72%, а прочность деталей в зависимости от формы и типа со­единений составит всего 7...24%. На диаграмме в процентах по сравнению с прочностью образца при разрыве представлена прочность деталей: слож­ной формы 2, 3,4 и 5, соединения типа «вал — ступица» 7, 8 и 9, соедине­ний болтового, заклепочного и сварного 1,6,10 и 11, представляющих наи­более типичные случаи конструктивного исполнения деталей и соедине­ний.

Усталостная прочность деталей резко падает при наличии ослаблений, резких переходов, острых углов, поднутрений и т. п., вызывающих мест­ную концентрацию напряжений. Зоны концентрации напряжений (у краев отверстий, в выкружках, во входящих углах и т. д.) наиболее пере­гружены и служат местами начала пластической деформации или разру­шения.

Степень концентрации напряжений зависит от вида концентраторов, состояния поверхности и размеров детали, материала детали, его химиче­ского состава и однородности, термо­обработки, механической прочности, характера рабочего цикла детали.

Среди концентраторов напряжений (рис.3) различают геометрические (концентраторы формы) и технологи­ческие (концентраторы, появление ко­торых связано с нарушением структурообразования материала при изготов­лении изделия).

Рис.3

Основными источниками геометри­ческой концентрации напряжения на валах и осях служат их ступенчатая форма, выточки, поперечные отвер­стия, шпоночные канавки, шлицы и т. д. Чем больше перепад сечений на участке перехода и чем резче переход, тем выше местное напряжение.

Технологические концентраторы напряжения в деталях, подвергаю­щихся механической обработке, возникают в результате перерезания воло­кон при обработке заготовки давлением. В литых деталях участки перехода часто бывают ослаблены такими литейными дефектами, как микротрещи­ны, пористость, воздушные раковины и т. д. У кованых и штампованных деталей участки перехода в изгибах имеют пониженную прочность вследст­вие вытяжки металла на этих участках.

Примеры появления очагов концентрации напряжений на деталях при­ведены на рис.4

Рис.4

Грубые риски, оставшиеся после обработки на поверхности впадины шпоночного паза 1, между зубьями шестерни, вызывают появление посте­пенно растущих трещин усталости. Изломы валов чаще всего происходят в участках резкого перехода от большого диаметра к меньшему III (типа лысок и отверстий — IV, V), выполненному без галтели. В этом случае в ме­стах грубых рисок, острых углов и местах резких переходов происходит со­средоточение (концентрация) напряжений, приводящих к поломке дета­лей. Отсюда можно сделать вывод, что при конструировании деталей следует избегать острых углов в ее конфигурации.

При статической нагрузке величина концентрации напряжения зависит от степени пластичности материала. У пластичных материалов явление концентрации напряжения выражено слабо. При повышении напряжения в зоне ослабления такие материалы переходят в состояние текучести. Хруп­кие материалы при переходе местных напряжений за предел прочности разрушаются.

При циклических нагрузках явление концентрации напряжений выра­жено значительно сильнее.

На практике повышение усталостной прочности деталей достигают как технологическими, так и конструктивными способами.

К технологическим способам относятся термическая и химико-термическая обработка сталей, дробеструйная обработка и накатывание деталей ро­ликами, алмазное выглаживание (уплотнение поверхности скругленным алмазным инструментом), ультразвуковое упрочнение и т. д. Например, на­катывание резьб повышает прочность детали в 1,5...2 раза и практически устраняет концентрацию напряжений у основания резьбы.

Конструктивные способы повышения усталостной прочности деталей не всегда полностью могут устранить концентраторы напряжений. В таких случаях стремятся заменить резкие концентраторы умеренно действую­щими.

С целью повышения усталостной прочности переходных участков валов уменьшают перепад диаметров и вводят галтели, эффективность которых за­висит от величин их радиусов. Для больших перепадов диаметров рекомен­дуется брать R/d 5>= 0,1, для малых перепадов — R/d = 0,05...0,08 (рис.5,I).

Рис.5

Эллиптические галтели (рис.5, II) обеспечивают при одинаковых пере­падах диаметров относительно большее (примерно на 20%) увеличение прочности. Эффективность таких галтелей зависит от отношения большой полуоси b эллипса к диаметру вала d. Чем больше b/d и а/b, тем ниже коэф­фициент концентрации напряжения.

Введение эллиптических галтелей сокращает длину цилиндрической ча­сти вала, что не всегда желательно (например, в случае установки насадных деталей).

Концентрация напряжений возникает и в поверхностном слое металла при контактном нагружении, когда сила действует на весьма ограниченном участке поверхности. Этот вид нагружения чаще всего встречается при со­прикосновении сферических и цилиндрических тел с плоскими, сферичес­кими или цилиндрическими поверхностями.

В зоне соприкосновения образуется плоская площадка, размеры которой зависят от упругости материала и формы сжимаемых тел.

Усталостное разрушение (питтинг), обусловленное пе­риодически изменяющимися контактными напряжениями, сопровождает­ся отслаиванием и выкрошиванием крупных частиц металла, в результате чего сочленение, как правило, выходит из строя. Характерным примером такого разрушения служит питтинг рабочих поверхностей зубьев зубчатых колес. Концентрация напряжений возникает на участках зубьев, близких к начальной окружности.

При конструировании сферических и цилиндрических сочленений, не­сущих высокие нагрузки, следует учесть, что соприкасающиеся детали должны быть закалены до твердости не ниже HRC60...62 и поверхностью, обработанной не ниже параметра шероховатости Rа0,080.

С целью уменьшения контактных напряжений в тех случаях, когда это допускают условия работы сочленения, детали, воспринимающие нагрузку, следует помещать в гнезда, имеющие диаметр, близкий к диаметру детали (D/d = 1,01...1,02).

Пример последовательного упрочне­ния сферического сочленения приведен на рис.6. Наиболее выгодна конст­рукция со сферой большого диаметра, расположенной в сферическом гнезде (рис.6, III).

Рис.6

Другим примером может служить со­членение двух рычагов при помощи ци­линдрического пальца,закрепленного в одном из рычагов и скользящего в про­ушине другого. Конструкция на рис.7, I нерациональна, так как линей­ный контакт на поверхности трения приводит к быстрому изнашиванию по­верхности проушины пальцем. В рациональной конструкции (рис.7, II) на палец надет сухарь, скользящий боковыми гранями в проушине рычага. Здесь контакт между пальцем и отверстием сухаря, а также между гранями сухаря и проушиной поверхностный, что резко повышает долговечность со­членения.

Рис.7

При конструировании машины, механизма конструктор всегда стремит­ся соблюдать принцип равнопрочности.

Равнопрочными называются конструкции, детали которых име­ют одинаковый запас прочности на всех участках по отношению к действу­ющим на них нагрузкам.

Формы деталей, требуемые по условию равнопрочности, часто технологи­чески трудно выполнимы, и поэтому их приходится упрощать. Кроме того, почти во всякой детали имеются такие дополнительные элементы, как цап­фы, буртики, канавки, выточки, проточки, резьбы, вызывающие местное усиление, а чаще концентрацию напряжений и местное ослабление детали.

По всем этим причинам понятие равнопрочности деталей относительно. Конструирование равнопрочных деталей практически сводится к прибли­зительному воспроизведению форм, диктуемых условием равнопрочности, при всемерном уменьшении влияния всех источников местной концентра­ции напряжений.

На рис.8,I изображен фланцевый вал со шлицами. Участки A,B и C та­кого вала, нагруженного постоянным крутящим моментом, неравнопроч­ны. Наиболее значительны напряжения на участке А детали, где имеются шлицы. Менее значительны напряжения на участке С и еще меньше — на участке В между фланцем и шлицами, где толщина стенок полого вала до­стигает наибольшей величины. После расчета на постоянство момента со­противления кручению на всех участках вала пришли к более равнопроч­ной конструкции (рис.8, II).

Рис.8

Большое значение для прочности деталей при прочих равных условиях имеет правильный выбор материала. По величине прочностных и деформаци­онных характеристик судят о пригодности материала для тех или иных целей.

Одним из основных факторов, определяющих работоспособность конст­рукции и имеющих такое же, если не большее значение для надежности, как и прочность, является жесткость.

Жесткость — это способность детали или системы сопротивляться обра­зованию деформации. Для машиностроения можно сформулировать следу­ющее определение: жесткость — это способность изделия сопротивляться действию внешних нагрузок с деформациями, допустимыми без нарушения работоспособности изделия.

Жесткость оценивают коэффициентом жесткости ?р, представляющим собой отношение силы F, приложенной к изделию, к максимальной дефор­мации f, вызываемой этой силой.

Для простейшего случая растяжения — сжатия бруса постоянного сече­ния в пределах упругой деформации — коэффициент жесткости согласно закону Гука определяют по формуле ?р = F/f = ES/l;

где: ?р — коэффициент жесткости;

F — сила;

f — максимальная деформация;

Е — модуль нормальной упругости материала;

S — сечение бруса;

I — длина бруса.

На жесткость изделий сильно влияют размеры и форма сечений. В изде­лиях, состоящих из многих отдельных деталей, жесткость зависит также от жесткости сочленения отдельных деталей. Наличие зазоров в сопрягаемых деталях приводит к появлению деформаций, иногда во много раз превосхо­дящих собственные упругие деформации элементов конструкции. В этом случае эффективными способами увеличения жесткости являются силовая затяжка сочленения, посадка с натягом, увеличение опорных поверхностей и придание деталям повышенной жесткости на участках сопряжения.

Для увеличения жесткости изделий применяют следующие основные способы:

всемерное устранение изгиба, как невыгодного по жесткости и прочнос­ти вида нагружения, замена его сжатием и растяжением;

целесообразную расстановку опор для деталей, работающих на изгиб, исключение невыгодных по жесткости видов нагружения;

рациональное, не сопровождающееся возрастанием массы усиление уча­стков перехода от одного сечения к другому;

для деталей коробчатого типа — применение скорлупных, сводчатых, сферических и эллипсных форм.

Рассмотрим несколько примеров увеличения жесткости конструкций.

1.     Сравним конструкции литых кронштейнов. Балочный кронштейн (рис.9,I) под воздействием внешних сил подвергается изгибу. Как изве­стно, в случае изгиба нагружены преимущественно крайние волокна сече­ния. Предел нагружения наступает, когда напряжения в них достигают опасных значений, в то время как сердцевина остается недогруженной. Кронштейн ферменного типа (рис.9, II) несколько более жесток, чем предыдущий, но так как верхний горизонтальный стержень его для огра­ничения деформации не используется, то по жесткости он значительно ус­тупает раскосному кронштейну (рис.9, III). В этом кронштейне условия работы стержней видоизменены, они работают преимущественно на рас­тяжение — сжатие. При растяжении — сжатии напряжения одинаковы по всему сечению; материал используется полностью. Кроме того, при растяжении — сжатии величина нагрузки не зависит от длины детали, что имеет место в случае изгиба. Конструкция становится еще более проч­ной и жесткой, если стержни кронштейна соединить сплошной перемыч­кой (рис.9, IV).

Рис.9

 

Рис.10

2.На примере клеммового соединения видно, что в первой конструкции (рис.10, I) ушки клеммы при затяжке болтового соединения будут сгибаться, поэтому силовая затяжка невозможна. Если немного изменить конструкцию: усилить клемму, приблизить стяжной болт к валу — станет возможна силовая затяжка (рис.10, II). Это означает резкое повышение жесткости конструкции.

3. На рис.11 показан клапан двигателя внутреннего сгорания. В первом слу­чае (рис.11, I) тарелка клапана конструктивно оформлена нежестко, так как слаба связь между штоком и тарелкой. Во втором случае (рис.11, II) та­релка имеет тюльпанообразную фор­му, что придает штоку и тарелке бо­лее массивную связь: на ободе тарел­ки образован пояс жесткости.

Рис. 11

4.   Наибольшей продуманности с точки зрения обеспечения высо­кой жесткости требуют оболочко­вые конструкции (например, са­молеты, ракеты и т. д.). Увеличе­ние габаритов и уменьшение тол­щины стенок в них выдвигают на первый план задачу повышения радиальной жесткости и предупрежде­ния потери устойчивости конструкций под действием нагрузок. Для придания деталям высокой жесткости применяют ребра различной кон­структивной разновидности (рис. 12).

Рис.12

На рис. 13 показан корпус головной части ракеты с оребрением внутрен­ней части.

Рис.13